АвиаБалт
Спасение

Спасение

  Поисково-спасательная операция по эвакуации катапультированного летчика-истребителя


  8 апреля 2022 года, командир поисково-спасательного вертолёта Ми-8 Давыдов Алексей Николаевич находился на очередном дежурстве по поиску и спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов в Северно-Западной зоне авиационно-космического поиска и спасения. Получив сигнал «Тревога» и информацию об катапультировании двух лётчиков экипажа истребителя–перехватчика МиГ-31 от диспетчера координационного центра поиска и спасения, Давыдов А.Н. с экипажем, в составе второго пилота Басенина А.А. и бортмеханика Логвиненко М.А., выполнили взлёт с аэродрома Пулково в район поиска потерпевших бедствие в 13 часов 15 минут.

  Полёт проходил в сложных погодных условиях, (сильные осадки в виде снега с дождём, ограничивающие видимость, сильный порывистый ветер и турбулентность). Экипаж Давыдова А.Н., осуществлял поиск над густой лесистой местностью на предельно-малой высоте, через один час и двадцать одну минуту, обнаружил запутавшийся в кронах деревьев парашют катапультированного летчика. Проанализировав ситуацию, Давыдов А.Н. принял решение высадить спасателей с режима устойчивого висения, так как подходящей площадки для посадки вертолёта не было в радиусе пяти километров. Едва цепляя основными стойками шасси кроны деревьев, с предельной высоты сорок метров, экипаж начал высадку спасателей с помощью спусковых роликовых устройств, рискуя зацепиться тросами за ветки. Выяснилось, что летчика, потерпевшего бедствие, рядом с парашютом не оказалось. Экипаж продолжил поиск, выполняя полёт в режиме малых скоростей. Наконец, обнаружив лётчика, снова выполнил режим устойчивого висения вертолёта непосредственно над лётчиком, для оперативного выхода к нему спасателей.

  Катапультированный лётчик оказался травмирован, из-за чего потерял возможность передвигаться самостоятельно. Давыдов А.Н. принял решение экстренного эвакуирования пострадавшего с режима висения лебёдкой. После подъёма травмированного летчика на носилках на борт, экипаж выполнил ещё три подъёма спасателей, пилотируя вертолёт на предельных режимах.

  Риск спасательной операции усиливался тем, что было сложно фиксировать вертолёт в одной точке при отсутствии ориентиров над густым лесом. В такой ситуации велика вероятность потерять пространственную ориентировку. А так как к лебёдке были прикреплены носилки, то при подъёме пострадавшего из леса была опасность зацепиться тросом за деревья и опрокинуть вертолёт.

  По техническим возможностям двигатели вертолета Ми-8, в режиме устойчивого висения, ограничены по времени шестью минутами непрерывной работы. Чтобы не допустить перегрева и выключения двигателей, в следствии чего могла произойти гибель всего экипажа, Алексей Николаевич, каждые шесть минут, выполнял горизонтальный полёт, с целью охладить моторы и продолжить спасательную операцию.

  Басенин А.А. грамотно и своевременно используя все методы аэронавигации, прокладывал курс над мало ориентирной местностью. Анализируя и сопоставляя данные о скорости и направлении ветра, выдавал командиру вертолета правильный курс, необходимую высоту и скорость полета. В районе поиска, в сложных погодных условиях, обнаружил место приземления летчика, постоянно поддерживал радиосвязь и с органом управления воздушным движением и с авиационными спасателями.

  Логвиненко М.А. находясь у открытой двери вертолета в кратчайшее время организовал высадку авиационных спасателей, при этом не прекращая контролировать работу двигателей и систем вертолета. При сильном ветре, одновременно корректируя командира вертолета по выдерживанию места висения и оперативно работая с лебедкой, из леса аккуратно поднял на борт вертолета травмированного летчика на носилках и авиационных спасателей.

  Пострадавшего пилота, после благополучного подъёма на борт вертолёта доставили в медицинское учреждение. Работа по поиску и эвакуации катапультированного лётчика длилась четыре часа тридцать шесть минут.

  Работа по поиску и эвакуации катапультированного летчика длилась четыре часа тридцать шесть минут. Экипаж поисково-спасательного вертолёта работал с полной самоотдачей, использовал все свои умения, навыки и опыт, и не думал о том риске, которому подвергались жизни всех членов экипажа. Малейшая ошибка или неточность одного члена экипажа могла привести к гибели всего экипажа.

  Благодаря профессиональным и грамотным действиям экипажа пострадавшему летчику спасена жизнь.

  За спасение летчика в чрезвычайной ситуации, сопряженной с риском для жизни, экипаж награжден медалью «За спасение погибавших».

Заказать полет
медалью «За спасение погибавших»
медалью «За спасение погибавших»
Яндекс.Метрика